Искусство в общественном транспорте

Общественный транспорт в любом крупном городе – место скопления большого количества людей, как местных жителей, так и приезжих. Почему бы не использовать такую популярную площадку для приобщения публики к искусству мастеров прошлого и произведений современных авторов. Можно сказать, что такие акции проводятся по принципу «если вы не идете к искусству, искусство идет к вам». Отношение к подобным мероприятиям может быть кардинально разным, но суть проектов от этого не меняется.

 

Такой метод воспитания горожан давно взяло на вооружение руководство московского метрополитена. В подземке уже некоторое время курсируют вагоны, атмосферу в которых задают классики – в них представлены репродукции картин из коллекций ГМИИ имени Пушкина, Русского музея, Третьяковской галереи и других культурных институций.

 

 

«Не все ходят в музеи, и не у всех есть физическая возможность посещать выставки, а вот так случайно в вагоне метро увидеть репродукции хороших работ… Пускай это лишь репродукции, но они передают посыл художника, заложенное в них чувство прекрасного», - рассказывает арт-критик Елена Титаренко в ответ на предположение журналиста газеты «Новые известия» про обесценивание оригиналов работ при их обширном тиражировании.

 

В апреле текущего года возможность ознакомить пассажиров столичного метро со своей экспозицией получил Московский музей современного искусства (ММоМА). В поезде-галерее «Акварель» представили 30 копий картин художников ХХ века: Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Татьяны Назаренко, Юрия Павлова, Юрия Жданова, Виктора Пивоварова и др.

 

«На наших выставках мы делаем акцент на авангардных течениях, здесь мы хотели показать разнообразие нашей коллекции. Выставка в метро не позволяет дать широкий комментарий, который часто требуется в современном искусстве. В соответствии с этим нам было важно выбрать работы, которые будут говорить сами за себя», - пояснила принципы отбора экспозиции научный сотрудник ММоМА Екатерина Кузьмина.

 

Аналогичный проект реализуется в лондонском метро. Так, в рамках акции «Искусство под землей» (Art Below)  на станции Knightsbridge в центре британской столицы разместилась целая галерея. Выставка, проходящая под лозунгом «Превращение рекламного пространства в пространство искусства» задействовала короба, в которых в обычное время размещаются объявления коммерческого характера.

 

 

«В лондонском метро уже существуют проекты, в рамках которых можно увидеть современные художественные работы, однако здесь мы пошли дальше и заменили рекламные плакаты произведениями искусства», - рассказал один из главных устроителей выставки Бен Моор.

 

Кстати, на этой выставке пассажиры метро смогли увидеть работы молодых российских авторов – фотографов Ольги Лавренковой и Николая Ищука. Разместить свои работы на оживленной станции – возможность охватить максимальную аудиторию, которая, возможно, не столкнулась бы с современным искусством в других условиях.

 

Оформление метро итальянского города Неаполь заслуживает отдельного внимания. Проект «Stazioni dell’Arte» позволил подземной транспортной сетке превратиться  в настоящую галерею современного искусства. Более двух сотен работ актуальных авторов украшают четырнадцать станций метрополитена, который  является одним из самых молодых в Европе – его открыли только в 1993 году. К оформлению станций руководство привлекает именитых архитекторов и дизайнеров со всего света. Так, интерьер «Университета» продумал американец Карим Рашид, над «Толедо» трудился испанец Оскар Таскертс Бланка. Первому удалось создать красочную, многоцветную композицию, находясь в которой забываешь, что ты в метро. Бланка взял за основу тему воды и света, воплотив задуманное с помощью выложенной на поверхности мозаики.

 

 

По инициативе французского фотографа Этьена Лави на некоторое время весь Париж, включая «подземку», превратился в одну сплошную картинную галерею. Произведения великих мастеров заменили рекламные баннеры на станциях  метрополитена, домах, остановках и других поверхностях. Все желающие смогли насладиться репродукциями полотен Эжена Делакруа, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Коро и других художников. Проект получил название «OMG, Who Stole My Ads?» или «О, кто украл мою рекламу?».

 

 

Одним из самых красивых метрополитенов мира по праву считается стокгольмский. На 90 станциях из 100 разместились работы, созданные современными художниками.  Уникальное оформление каждого павильона создает впечатление, что вагоны используются только как средство перемещения из одного выставочного зала в другой, а не как практичный транспорт. Три станции Стокгольмского метрополитена вошли в рейтинг самых впечатляющих железнодорожных подземных станций Европы по версии британской газеты The Daily Telegraph: «Сольна-сентрум», «Стадион», «Т-Централен».