Искусство технологий: интерактивные инсталляции, глитч-арт, 400 оттенков красного

Исследователи, которые занимаются вопросами появления и развития цифрового искусства, сталкиваются с проблемой отсутствия единой гипотезы, которая позволила бы однозначно трактовать этот феномен и упорядочить теоретическую базу использования новых технологий в современном контексте.

 

Но само явления с каждым годом становится более явным и перспективным. Изобразительное искусство неизбежно испытывает на себе влияние компьютерных технологий, что не может не сказываться на творческом мышлении и художественном переосмыслении действительности. Цифровые технологии, бесспорно, способствуют популяризации искусства, художественному освоению виртуальной реальности, формированию нового характера произведений. В рамках развития информационного общества цифровое искусство влияет на формирование новой системы ценностей. Искусствоведы и культурологи задаются вопросом эстетики таких произведений искусств, а также пытаются определить критерии их оценки.

 

Среди российских художников, отказавшихся от кисти и холста в пользу компьютера, особое место занимает Константин Худяков. Он один из первым сделал шаг в новое, виртуальное пространство. В интервью Homeguide он отметил: «Техника, в которой я работаю, называется цифровым искусством. Это новый жанр, появившийся с компьютеризацией, в девяностых, когда компьютер стал доступным. Я по образованию архитектор, работал дизайнером, вместе с тем был живописцем, выставлялся, но всю жизнь меня влекли технические средства выражения. У каждого художника свой инструмент — кисть, например, — который он ощущает частью своего тела и с которым никогда не расстанется. У меня такого ощущения не было до появления компьютера. Когда я понял его возможности, осознал, прочувствовал, изучил и изучаю до сих пор все эти бесконечные программы, — я стал чувствовать себя комфортно, это стало частью меня».

 

 

Интересные проекты реализует московская студия STAIN. Одна из их работ – интерактивная инсталляция, в основе которой лежит улавливание высокочастотных радиоволных колебаний и дальнейшая их визуализация. Картинка сопровождается звуковым эффектом. Человек, который приближается к инсталляции, может просто позвонить по своему мобильному телефону или отправить sms-сообщение – благодаря этому система преобразует радиоволны в новое изображение и музыкальный фон.

 

«Самое главное, что дает цифровое и алгоритмичное искусство, — это взаимодействие со зрителем и его развитие во времени. Восхищение технологиями и мастерством присущи каждому произведению искусства, и диджитал-арт не исключение. Гораздо важнее та искренность и энтузиазм, с которыми художник берется за работу. Все произведения искусства отличаются по степени откровенности и откровения. И очень важно, какие люди и с каким настроением приходят их посмотреть», - рассказывают Александра Гаврилова и Сергей Титов из STAIN.

 

Художники, которые популяризируют другое современное течение- глитч-арт – основываются на представлении о том, что помеха не является препятствием, а представляет собой новую возможность. Ошибка становится толчком для появления нового художественного пространства, построенного на цифровых ошибках и помехах. Молодая художница из Санкт-Петербурга Елена Роменкова уничтожает созданные ею образы, наделяя их новыми эстетическими свойствами. «Материалом для создания  «glitch» работ служат  фотографии моих графических и живописных картин или просто различные художественные фотографии.  Glitch art во многом случаен, контролировать процесс создания  сбоя сложно, но уверена, что это возможно, пока еще я учусь делать это. Работы я создаю используя текстовые и  звуковые редакторы, так же обрабатываю raw файлы в фотошопе, такие техники называются databending», - рассказывает художница о творческом процессе. В основе многих работ Елены Роменковой лежат автопортреты, но картинка меняется до неузнаваемости.

 

 

Художник Аслан Ахмадов – уроженец Баку, ныне проживает в Москве. Его проект «Red», представленный публике в 2013 году, журналисты называли «400 оттенков красного». Экспозиция представляет собой серию цифровых работ (60), объеденных общей тематикой и техникой выполнения. Создание каждой картины проходило в несколько этапов: «Изначально это была фотография. Затем она обрабатывается в фоторедакторе, после чего печатается, дорисовывается красками, снова заносится в компьютер и так далее. В каждой картине около 1000 слоев и более 400 оттенков цвета. В итоге получается, что одна работа весит почти терабайт памяти», - рассказывает автор. На создание всей серии у Аслана Ахмадова ушло около восьми лет. Технология, к которой обратился художник, называется пластификация: фотография с лицевой стороны накатывается на акриловое стекло, с обратной стороны — на панель из алюминиевого композита. Аслан считает, что оценить его работы по фотографиям невозможно – понять, что это сложное и объемное изображение можно только оказавшись в выставочном зале.