Искусство разрушения или Разрушение в искусстве

Человечество и мир в целом постоянно находится на грани разрушения. Все, что кажется постоянным, в любой момент может измениться,  все, что было статичным – обрести динамику, все, что было незыблемым – потерять свои черты. Такой позиции придерживаются некоторые современные художники, писатели, дизайнеры, чье творчество пронизано темой разрушения и метаморфоза.

 

Южно-африканский художник Крис Слаббер выпустил серию работ под названием «Разрушение/Созидание». Для создания картин он использовал интересный метод, при котором в колбу с водой наливаются краски, а затем с помощью фотоаппарата делаются снимки бурлящей в сосуде жидкости. Следующим этапом становится компьютерная обработка, во время которой Слаббер придает получившимся хаотичным снимкам законченную форму. Хрупкие, невесомые, полупрозрачные портреты вырисовываются из цветной дымки. Сказочность и мистицизм – это и есть процесс созидания и разрушения, во время которого все меняет форму, преобразуется. И конец чего-то одного всегда предвещает начало нового: «Я хотел показать серией этих произведений, что из разрушения возникает что-то новое. По мере того, как краска падает, постоянно идет созидание, но вместе с этим идет и непрестанное саморазрушение», - рассуждает автор. Из бирюзовых, золотистых, зеленых, черных облаков рождаются узнаваемые фигуры – мужчины и женщины.

 

 

 

 

По отношению к инсталляциям Валери Хигарти нередко применяют определение «варварские». Американская художница меняет представление о том, как должны выглядеть музейные экспонаты. Вместо привычного порядка, не лишенного налета пафоса, перед зрителями открывается картинка разрушения: все арт-объекты сломаны, сожжены, деформированы. Что это? Провокация или акция протеста? Способ привлечь внимание к себе или единственно возможный вариант выражения мысли автора? Разрушая все - даже пространство, где выставляются объекты – Хигарты заставляет задуматься о ценности всего, что создано человеком, заглянуть глубже, чем того позволяет поверхность предмета.

 

 

Американский фотограф Алан Сайлер  расстреливает предметы быта. Главное в этом деле - успеть вовремя сделать красивый и атмосферный кадр, уловить, как нечто целое разделятся на маленькие части и устремляется во вне.  Опасность этой затеи в том, что камера во время выстрела располагается всего в 20 сантиметрах от объекта. Цветы, овощи, фрукты, детские игрушки, посуда – все это попадает в объектив Сайлера. Завораживающий и немного пугающий эффект придают задумке автора оригинальности и приковывают внимание зрителей. Фотограф останавливает неуловимый момент, когда теряется целостность и форма перестает иметь какое-то либо значение.

 

 

 

 

 

Тема разрушения занимает большой пласт в творчестве уроженца Франции художника Лорана Краста.  Серия деформированных скульптур демонстрирует момент, когда в фарфоровую посуду «влетает» тяжелый предмет – молоток, топор, гвоздь  и т.д. Краст предает будущей композиции искаженную форму и только после этого кладет в печь. Чайник, прибитый к стене, нелепо изогнувшаяся под молотком ваза, пробитый молочник. Что стало причиной обращение к этому вопросу? «Меня всегда интересовал вандализм, особенно те его фазы, которые сопровождают революционные восстания. В эти периоды произведения искусства зачастую уничтожают лишь потому, что они воплощают в себе идеологию или символизируют определенный социальный класс. Но в то же время меня очаровывают эти разрушительные импульсы и жестокие нигилистические действия. Мои работы – это попытка выразить эту двойственность и, как это ни парадоксально, я стараюсь превратить акт разрушения в акт созидания», - объясняет автор в интервью изданию «Dirty Magazine».

 

  

 

Вопрос распада целого на части заинтересовал фотографа из Германии Мартина Климаса. Чтобы создать необходимую композицию автор использует глиняные скульптуры и фотоаппарат. Климас разбивает скульптуры и снимает этот процесс на фотоаппарат. Кадры, рожденные путем тщательно выверенного процесса, показывают в себе сочетание движения и статичности. Задача фотографа – уловить неповторимую секунду, зафиксировать ее, увековечить.

 

 

 

 

Разрушение или созидание? Конец или начало? Варварство или искусство? Ответы на эти вопросы остается искать каждому в себе.