Империя Ларри Гагосяна или самый влиятельный человек в искусстве

Карьера самого влиятельного на сегодня человека в мире искусства началась с продажи постеров. В свое время он покупал плакаты за 2$, оформлял их в рамки и продавал с наценкой (15$) у здания Калифорнийского университета. Через некоторое время он заинтересовался художниками и позже открыл свою первую галерею. По крайней мере, именно с этой истории начинает свое повествование сам Гагосян в редких интервью журналистам разных стран. Как бы там ни было, успешный старт в арт-бизнесе гарантировал дальнейшее развитие отрасли по положительному сценарию.

 

Большое значение  в становлении начинающего галериста оказал влиятельный в то время арт-дилер Лео Кастелли, ставший для Гагосяна лучшим ориентиром. «Я многим обязан тому времени, которое провел на первом этаже особняка Кастелли. Мы тусовались с его ребятами, перекидывались в карты и потихоньку совершали всякие мелкие сделки. Я все время держал ушки на макушке — и многое понял, просто наблюдая за тем, как вел себя Лео», - вспоминает Ларри.

 

Империя Гагосяна начала возводиться в 1980-е годы, пережила экономические кризисы, и сегодня продолжает развиваться. Успешность арт-бизнеса Гагосяна объясняется как его невероятным чутьем в художественном пространстве, так и умением быстро и рискованно вкладываться в современное искусство. При этом Ларри не только чувствует моду, но и формирует ее сам. Он тот самый человек, который задает ориентиры в искусстве, определяет значимость и стоимость того или иного произведения, формирует спрос. Стоит отметить, что сегодня современное искусство более востребовано, чем классическое. И если в первом случае цена арт-объекта объясняется исторической значимостью, то во втором этот фактор, как и другие объективные причины, отсутствует. Главное для художника наших дней – правильно подойти к вопросу позиционирования себя. Если же он попадает под эгиду Гагосяна, успех гарантирован.

 

Подход знаменитого арт-дилера к позиционированию современного искусства на рынке выходит далеко за рамки ожиданий. Так, в 90-е годы прошлого столетия Гагосян открыл большой центр, в котором располагались жилые помещения и мастерские. Начинающие художники заселялись в ангар и на протяжении месяца выполняли поставленное творческое задания. По истечении срока выбирались лучшие работы и авторы, которых впоследствии продвигали по всем каналам. Эта простая история наглядно демонстрирует, каким именно образом современные художники становятся востребованными, популярными и дорогостоящими. Произведения искусства превращаются в товар, который по классическим законам рынка надо прорекламировать. Так картины становятся модными.

 

Сеть галерей Gagosian расползлась далеко за пределами США и стала самой большой в мире. Представительства открыты в Лондоне, Париже, Афинах, Гонконге, Риме, Женеве и других городах.  «Я годами выстраивал свое дело. Мое главное достижение в том, что галерея представляет массу самых важных из ныне живущих художников, а также наследие мастеров прошлого», - отметил Гагосян в одном из интервью.

 

То, чем занимается Ларри Гагосян, называется арт-бизнес, и его главное отличие от других видов предпринимательства – появление на стыке искусства и финансовых потоков – задает особый тон развития. Разумеется, приобрести, например, знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик» за 119 миллионов долларов (именно такова ее цена по итогам открытых торгов 2012 года), могут единицы. Но Ларри Гагосян начинал с поп-арта, а такое искусство априори подразумевает широкое потребление. Задача галериста вывести арт-продажи на доступный уровень, сохранив максимальные планки на высоте. «Я вижу, что середина рынка сдвигается наверх. Может быть, картины за 10-20 миллионов долларов теперь тоже входят в среднюю категорию?», - задается вопросом Гагосян.

 

Кроме того, творческий процесс в большинстве случаев, неуправляем. Заставить того или иного художника писать определенные картины нереально, но можно задать правильное направление, чем и занимается Гагосян и его коллеги. «Художника всегда надо воспринимать серьезно и прислушиваться к нему. Да, мы работаем с деньгами, деньги здесь играют роль, как и в любом другом профессиональном бизнесе. Но это своего рода такой забавный танец, игра с деньгами. Ты хочешь достичь успеха, и художники тоже хотят быть успешными», - рассуждает арт-бизнесмен.

 

Он признается, что быть арт-дилером нелегко и рассказывает о главных составляющих своей профессии: «Бизнес, которым я занимаюсь — это комбинация разных вещей: смешение интуиции, знаний о художниках, их искусства, знание рынка искусства. Надо знать также, кто может быть потенциальным покупателем, в какой стране. Это целый комплекс всего и интуиция — только его часть. Я трачу много энергии на свой бизнес, много путешествую, общаюсь с покупателями, но мне нравится мой бизнес, я получаю огромное удовольствие, занимаясь им. Самое главное — надо любить то, что ты делаешь, иначе ничего не получится».

 

Годовой доход Ларри Гагосяна составляет около одного миллиарда долларов. В настоящий момент он представляет таких известных художников как  Джефф Кунс, Сай Твомбли, Такаши Мураками, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и др.

 

МНЕНИЯ И ФАКТЫ

Бывшая девушка галериста Вероника Уэбб: «Для него бизнес — это святое. Как-то утром у нас на лужайке приземлился вертолет. Ларри мигом выскочил из постели и сказал, что ему нужно поехать взглянуть на картину. «Что за картина?» — спросила я. Он не ответил. Он никогда не отвечал на такие вопросы».

 

Эксперт современного искусства Филипп Сегало, Нью-Йорк: «Ларри занимает уникальное положение, которое ни один дилер не занимал в истории искусства и которое ни один не займет после него. Он самый великий на вторичном рынке. Это настоящая военная машина».

 

Дарья Малина