ИЛЛЮСТРАЦИИ САЛЬВАДОРА ДАЛИ: СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА КЛАССИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ

Сальвадор Дали – не только один из самых эпатажных и загадочных художников XX века, которого современники в равной степени обожали и ненавидели. Писатель, автор знаменитой антиутопии «1984» Джордж Оруэлл посвятил Дали эссе под названием «Привилегия Духовных Пастырей: Заметки о Сальвадоре Дали». Оно построено на предположении, что гениальность творца не обязательно говорит о его человеческом совершенстве и называет Дали «больным человеком». На высказывания такого характера художник отвечал: «Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся».

 

Испанский гений на протяжении многих лет сотрудничал с издательством и получал многочисленные заказы на иллюстрации самых разных книг – «Дон Кихот» Сервантеса, «Декамерон» Боккаччо, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Искусство любви» Овидия и др. Он прибегал к сложным технологическим приемам, экспериментировал и искал новый художественный язык для каждой книги. Не всегда его друг и издатель  Пьер Аржилле понимал и одобрял намерения Дали. Тем не менее, свет увидели теперь уже эксклюзивные коллекционные издания литературной классики с сюрреалистическим вмешательством испанского художника.    

 

BIBLIA SACRA. БИБЛИЯ

Предложение о сотрудничестве поступило от итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто. Он рассчитывал, что в процессе работы над иллюстрациями к священному писанию Дали обратиться к религии. Но, оставаясь собой, художник поспособствовал созданию нового прочтения христианской символики и посыла Библии. Несмотря на смелую манеру и необычную трактовку, католическая церковь одобрила представленные работы. Необычное издание в переплете из белой кожи и золота первым получил в подарок сам Папа Римский. Стоит отметить, что рассматривая изображения Дали отдельно от текста, сложно уловить сюжетную основу, продиктованную Писанием. Однако в общем контексте иллюстрации выглядят уместно и объяснимо.

Это, пожалуй, самая масштабная работа Сальвадора Дали в области иллюстраций. Всего было сделано около 1800 отпечатков и 105 литографий.

Сейчас коллекционеры покупают оригинальное издание Biblia Sacra на аукционах по высоким ценникам – до 75 тысяч долларов.

 

DALI DIVINE COMEDY. БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ

Над этим проектом Дали работал в период с 1951 по 1963 годы по заказу правительства Италии. Власти собирались выпустить особую версию «Божественной комедии» Данте Алигьери к 700-летию со дня рождения писателя. Художник создал пять тысяч гравюр в соответствии с песнями драмы. Процесс был долгим: автор переводил акварельные рисунки (их количество соответствовало строкам драмы) на печатные пластины в течение долгих месяцев.

Итальянцы, узнавшие, что произведение их великого соотечественника будет иллюстрировать испанский художник, выразили протест. В результате заказ пришлось отменить. Однако личные связи Дали позволили найти издательство, готовое приступить к сотрудничеству.

 

ALICE IN WONDERLAND. АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС

Казалось бы, что сделать абсурдистское произведение Льюиса Кэрролла еще более абсурдным уже невозможно. Невероятный сюжет, безумные персонажи, сумасшедшие диалоги – разве этого недостаточно? Сальвадору Дали удалось раскрыть новые грани путешествия маленькой Алисы в сказочном мире.

На всех иллюстрациях к этой книге присутствует неизменный образ главной героини – девочки со скакалкой в руке. На некоторых из двенадцати гелиогравюр Алиса занимает заметное место в композиции, на других – теряется в деталях. Прыгая на скакалке, девочка перемещается из главы в главу, погружаюсь в незабываемую страну, созданную мастером слова.

В «Алисе» мы находим уже знакомые и ассоциируемые с сюрреализмом Дали образы, например, расплывающиеся часы, иллюстрирующие сцену, где девочка встречается с безумным шляпником.