Художник Питер Дойг: грани воспоминаний

Творчество британского художника Питера Дойга долгие годы терялось в хаотичном потоке современного искусства. Поворотным моментом для автора магических картин стала покупка его полотна «Белое каноэ» (White canoe) в 2007 году на аукционе Sotheby's. Дело в том, что стоимость произведения Дойга составила 11,3 миллиона долларов. Владельцем картины стал анонимный русский коллекционер. А уже в 2013 году Дойг попадает в шестерку самых покупаемых авторов современности.

 

 

Оглядываясь назад, узнаешь, что в 1991 году Дойг выиграл Whitechapel Art Gallery’s Artist Award, в 1993 году получил первый приз на John Moores Liverpool Exhibition. В 1994 - был номинирован на премию Тернера.

 

В детстве Питер Дойг вместе с семьей часто менял место жительства. Постоянные переезды, новые условия и меняющееся окружение оставили след в восприятии мира будущего художника. Творчество предоставило Дойгу возможность поделиться своими воспоминаниями, оглянуться и найти то, что на полотне превратится в новый образ, полный загадок и метафор.

 

Каждая работа Дойга – отдельный мир, рассматривая который ты находишь что-то знакомое, но едва уловимое, необъяснимо завораживающее. Словно затуманенный сон, забытый после пробуждения, но оставивший наутро атмосферу тайны и желание вспомнить, что же там произошло. Взгляд улавливает подсказки – признаки недавнего присутствия человека. Это может быть пустая лодка, заброшенный дом, едва заметные следы на песке, а порой и сам герой – спиной к зрителю,  в дымке. Все в работах художника едино – никаких четких границ между реальностью и  вымыслом, миром вещей и миром идей, человеком и окружением.

 

 

«Меня однажды попросили описать мои картины, и я сказал: «представьте себе коллаж». Коллаж, собранный из кусочков всего того, что я видел раньше, вещей, которые я помню, даже обоев на стене, которые я когда-то видел и всего того, что я видел в картинах других людей», - рассказывает Питер Дойг в интервью журналу Canadian Art. Удивительно, как художнику удается из такого разнообразного материала памяти, из обрывков и клочков создать настолько гармоничное и ровное полотно!

 

Серия работ Дойга посвящена пейзажам Канады. Эти работы также основаны на воспоминаниях. Но в картинах, помимо того, что художник видел своими глазами и пережил сам, находятся и отсылки к задокументированным моментам – это фотографии, вырезки из газет, обложки пластинок и т.д. Искусствоведы, которые неизменно подчеркивают фактурность и многослойность работ Дойга, нередко относят его работы к метамодернизму. Это относительно новое понятие включает в себя некое пограничное состояние между модернизмом и постмодернизом. Вместо ироничности и снобизма, характерного для постмодернизма, новая эпоха характеризуется возрождением романтических, светлых, наивных начал. И все это мы можем встретить в работах Питера Дойга.  

 

 

 

Искренность, эмоциональность, отсутствие критичности – вот, что может подкупить зрителя. Каждая работа Дойга словно кино, которое ты готов пересматривать снова и снова, чтобы выучить глубокие монологи главного героя и слиться с ним в единое целое. Смесь мрачной трагичности художника Эдварда Мунка и безысходной загадочности режиссера Дэвида Линча – вот, что находят зрители в полотнах Дойга. Однако автор всегда оставляет надежду – его мир не жесток, не груб и там никто не ищет виноватых. Отсюда – желание быть причастным к происходящему на холсте.