Грани искусства: эксперименты с несуществующей реальностью

Одна из задач искусства – помочь человеку, по словам культуролога Юрия Лотмана, пройти по той дороге, которая «не вошла или не войдет в учебники истории». Другими словами, окунуться в те условия, которые невозможны в реальности. И художники активно этому способствуют, фантазируя и отпуская на волю самые небывалые образы и смыслы.

 

Так, дизайнер Мэттиас Юнг создает фантастические архитектурные коллажи, используя фотографии существующих пейзажей и дополняя пространство выдуманными зданиями и объектами. Сам автор называет свои работы «архитектурные короткие стихотворения». Действительно, разглядывая коллажи Юнга, отмечаешь их поэтичность и сюрреалистичность. Грань между явью и сновидениями стирается, как и стирается область перехода от мира вещей к миру идей. Снимки, послужившие основой коллажей, художник сделал во время путешествия по Восточной Германии. Идеальные миры автор создает с помощью фоторедактора и собственных фантазий.

 

 

В свою очередь фотограф Джейн Лонг перемещает в новые обстоятельства героев снимков, сделанных в начале XX века. Серию работ художница из Австралии назвала «Dancing with Costică». По своей сути процесс обработки фотографий представляет собой реставрацию. Но вместо обычно корректировки Лонг совершает нечто необычное – изменяет картинку до неузнаваемости.  Зачем художница переписывает историю и переносит людей в новые обстоятельства? «Я хотела, чтобы все видели в этих образах реальных людей, а не просто старую фотографию. Уже добавление цвета полностью меняет наше восприятие образов. Я также изменили контекст фотографии. Даже несмотря на то, что люди на старых фото редко улыбаются, это не означает, что они не могли любить или смеяться. Именно это я и хотела показать вам», - объяснят автор свою непростую задумку.  Невеста со свадебной фотографии превращается в морскую царицу, дети на фоне стены погружаются в море,  военные обрастают цветами. Кстати, снимки, которые Лонг взяла за основу, сделаны румынским военным фотографом Костика Аксинте.

 

 

Человечество всегда тянулось к непостижимому, тратило много сил на то, чтобы расширить грани возможного. Искусство в этом отношении имеет своего рода привилегии. Ему необязательно имеет функциональные характеристики – достаточно сделать  фантазийную «зарисовку». Детские мечты легли в основе умопомрачительной инсталляции «Sky Ladder» художника Цай Го-Цянь. Ему удалось создать лестницу в небо. Правда, срок ее существования непродолжительный – 500-метровая конструкция продержалась в воздухе всего 2 минуты и 30 секунд. «За этим проектом скрывается моя детская мечта. Я всегда был убежден в том, что реализую это. Мои ранние попытки было слишком абстрактны. «Sky Ladder» - лестница, которая несет этому миру любовь и надежду, глубоко затрагивает мое сердце. Запущенная на заре, для меня она означает не только перерождение, но и начало нового путешествия», - с упоением рассказывает автор необычной инсталляции.

 

 

Проект «Псевдодокументация» художника Дэвида ДиМикеле позволяет зрителям посетить выставки, которых не было. Автор детально прорабатывает пространство, куда помещает инсталляцию. Зафиксированное на фото, все кажется настоящим – груды соли, гигантские осколки стекла, огромные провода и гуляющие между ними люди. На деле это всего лишь макет, который художник создает в своей мастерской, а затем фотографирует. ДиМикеле уверен, что большинство из нас не ходит на выставки, а довольствуется фотоотчетами. Именно поэтому его очередного проекта – «Псевдодокументация» - должно быть достаточно для получения эстетического удовольствия.