Герои плакатов Тулуз-Лотрека: музыканты, актеры, танцоры

Именно Анри де Тулуз-Лотрек продемонстрировал общественности, что афиша – это особая часть изобразительного искусства, которая рождается на стыке с рекламой. По сей день созданные им плакаты считаются эталонами в своей области.

 

Героями афиш мастера становятся представители парижской богемы конца XIX века – актеры, танцовщицы, музыканты, завсегдатаи развлекательных заведений. На первой афише Лотрека, созданной по заказу «Мулен Руж» в 1891 году, изображены известная танцовщица Ла Гулю и ее партнер Валентин по прозвищу «бескостный». Контрастность главных образов дополняется фоновой составляющей – черная толпа зрителей, из которой вырисовывается своеобразный орнамент.

 

 

Эта работа вызвала положительные отзывы общественности, последовали многочисленные заказы. Имея отличительную внешность, лишенный возможности вести активную богемную жизнь – танцевать и развлекаться на полную катушку, как ему хотелось, Тулуз-Лотрек заглядывал глубоко во внутренние лабиринты окружающих, наблюдал за особенностями этой категории людей. Современники называли его мастером психологического портрета. Для художника имели значения все детали, которые подчеркивали индивидуальность героев его работ. Он повсюду искал личность и успешно находил ее, усиливая характерные черты и выделяя самое главное. Неизменной в каждой его работе остается тема одиночества человека в толпе.

 

В 1893 году появляется афиша с изображением Джейн Авриль. Здесь художник обратился к игре цвета. Желто-оранжевое платье танцующей на сцене Авриль, черные чулки, рыжие волосы. Все это подчеркивается серыми, почти прозрачными оттенками изображенного на первом плане музыканта-контрабасиста. В последствии эта хрупкая и изящная танцовщица неоднократно становится героиней его работа и предстает перед зрителем в разных ситуациях, что демонстрирует ее отличительность и утонченность от остальных сотрудниц кабаре. 

 

 

На плакате 1894 года Тулуз-Лотрек изображает певца Аристида Брюана. Гордый, самодостаточный и немного надменный он устремляется ярким пятном в верхнюю часть плаката, оставляя на заднем фоне силуэт простого рабочего. Красный шарф, напряженное выражение лица – все эти детали были знакомы каждому парижанину того периода.

До Лотрека плакат воспринимался как часть книги или журнала, выдранная из общей канвы иллюстрация. Он же сумел доказать отличие этой формы от печатных изданий. Он справедливо отмечал, что плакат не представляет собой книгу, поэтому вчитываться в бесконечное количество деталей будут единицы прохожих. Задача плаката в том, чтобы зацепить проходящего мимо, полноценно завладеть его вниманием. Как этого добиться? Тулуз-Лотрек был уверен, что главным инструментом в этом деле становятся яркие краски.

 

 

Критик Франц Журден так описывал работы художника: «Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает ее по повелению момента - эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны».

 

В середине 1890-х Лотрек знакомится с основателями журнала «Ревю бланш», где публиковались его работы, братьями Натансон. Жена одного из них – Мизия – периодически позировала художнику. В том числе для заказанной журналом афиши. На ней девушка предстает на белом фоне,  в белом болеро и муфтой. На голове – украшенная перьями шляпа. Искаженные черты внешности вызвали недоумение со стороны Мизии, которая обратилась к художнику с вопросом: «Лотрек, почему вы всех женщин изображаете уродливыми?». Ответ был категоричным и характерным для откровенного человека: «Потому что они на самом деле уродливы». Наверное, мастер имел в виду внутреннее наполнение героев его работ, на сердце каждого из которых неизбежно присутствуют морщины и шрамы. Тенденция к искаженному изобразительному языку приводит к неприятию некоторых работ художника.

 

 

Как бы там ни было, Тулуз-Лотрек оставил потомкам огромное художественное наследие: 600 живописных работ, несколько сот литографий, 31 плакат, 9 гравюр сухой иглой, 3 монотипии, тысячи рисунков и набросков.