Философствующее искусство и искусство в философии

«Я все больше прихожу к выводу о том, что никакого искусства не существует, а есть просто разные антропологические практики нашего постижения мира или отношения к миру, которое меняется с географией, историей и так далее. В разных местах в разное время возникают разные практики, которые потом мы начинаем осмыслять как искусство, мы знаем, что до Ренессанса даже не было какого-то понятия об искусстве», - рассуждает философ Михаил Ямпольский в интервью порталу ПостНаука.

 

Искусство долгое время не рассматривалось как самостоятельное явление – его изучение проходило в контексте других сфер деятельности человека: религиозной, политической, пропагандистской и т.д. Получив автономию, искусство осталось один на один с обществом, которое исторически требует «хлеба и зрелищ». Какую функцию выполняет искусство сегодня? Как оценивается его роль в эстетическом воспитании? Способно ли оно быть компенсатором того, чего  не существует в привычном мире вещей, но необходимо для гармоничного существования человечества?

 

«Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство - форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием»,- пишет советский культуролог и семиотик Юрий Лотман в статье «О природе искусства». По его словам, искусство, в отличие от науки, позволяет каждому из нас прожить то, чего в настоящей жизни не случилось, не произошло. Оно расширяет грани возможного, разрешая читателю или зрителю пройти по той дороге, которая не вошла или не войдет в учебники истории. «Искусство - это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек. Хотите - называйте его машиной, хотите - организмом, жизнью, но все равно это нечто саморазвивающееся. И мы находимся внутри этого развивающегося», - утверждает теоретик.

 

Часто искусство рассматривают в связке с философией. Ряд ученых размышляет о том, что искусство философствует, а философия превращается в искусство. А все вместе сводится к тому, что оба эти явления вырастают из общей почвы, которая представляет собой культура. Философию и искусство объединяет стремление персонализировать тот или иной вопрос, отказаться от свойственного науке обобщения и транслировать идею на примере конкретной личности в конкретных условиях.

 

Когда искусство становится предметом изучения философии, на первый план выходит эстетика – область знаний о созерцательном или творческом отношении человека к действительности.

 

Свою эстетическую теорию представил Николай Чернышевский. Он же обозначил главные задачи искусства: воспроизведение жизни, объяснение жизни и вынесение ей приговора. По мнению писателя и философа, великая цель искусства заключается в том, чтобы стать для человека «учебником жизни». Будучи инструментом формирования внутреннего содержания человека, искусство в конечном счете дарует ему свободу суждений и действий. 

 

Около 15 лет жизни на многогранное изучение вопроса и написание трактата «Что такое искусство?» потратил Лев Николаевич Толстой. К какому выводу пришел писатель? «Искусство не есть, как это говорят метафизики, проявление какой-то таинственной идеи, красоты, бога; не есть, как это говорят эстетики-физиологи, игра, в которой человек выпускает излишек накопившейся энергии; не есть проявление эмоций внешними знаками; не есть производство приятных предметов, главное — не есть наслаждение, а есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах», - пишет Толстой.

 

«Я считаю, что искусство создает настоящий и глубокий образ… научных истин, освещает для публики некую большую Проблему, перед которой стоит все человечество», -  говорит ведущий куратор Европы Петер Вайбель. В своих статьях он также размышляет о том, что искусство далеко не всегда соотносится с понятием «прекрасное». В качестве примера он приводит работы Пабло Пикассо, которые будучи признанными произведениями искусства, не имеют ничего общего с представлениями о прекрасном. Красоту он относит к другой сфере человеческих интересов – «фэшн-индустрии».

 

Таким образом, вопрос о месте искусства в жизни человечества, как и любая философская проблема, имеет множество трактовок. Особенно это стало заметно в эпоху постмодернизма, когда любое мнение имеет место быть, а познание мира проходит в мозаичном формате.