«Драматургия кухонной раковины» или Романтизм повседневности

Одна из ключевых особенностей художественного языка – возможность превращать обыденное в прекрасное. Представители искусства мастерски ищут идеал там, где большинство людей видит просто повседневность – серую и наскучившую.

 

Так, в середине прошлого столетия появляется необычный термин, получивший в русском языке перевод «Драматургия кухонной раковины» или «Реализм кухонной мойки». Название говорит само за себя - в центре внимания художников оказывается кухонная утварь  - самая обычная, знакомая каждому.

 

Что это за движение, зародившееся в культуре Великобритании и получившее известность далеко за пределами этой страны? Многие исследователи проводят параллель между «Драматургией кухонной раковины» и таким крупным течением, как социальный реализм, называя это направление  его составной частью, ограниченной узкими географическими и временными рамками.

 

Само понятие ввел британский критик Дэвид Сильвестр, описывающий работы представителя «Реализма кухонной мойки» английского художника Джона Бретби. Что отличало его картины? Обилие предметов ежедневного обихода, интерьеров, акцент на самые обычные кухонные детали.

 

Впоследствии термин вышел за пределы изобразительного искусства и стал включать в себя ряд произведений в театре, литературе, кинематографе и на телевидении.

 

Некоторые искусствоведы считают, что погружение в вопросы устройства бытия посредством искусства в данном случае можно сравнить с философией экзистенциализма, для которой характерно подобное «самокопание».

 

Джон Бретби – типичный представитель экспрессионизма. Но обращение к вопросам устройства нашего быта через изображение кухонь, ванных и туалетных комнат спровоцировало относительно его творчества применение нового понятия.

 

 

Кроме Бретби, в ряду представителей «Драматургии кухонной раковины» также оказались Деррик Гривз, Джек Смит, Эдвард Миддлдитч. Последний в одной из заметок писал: «Дело в том, что мы рисуем то, что видим вокруг себя. Но стараемся придать этому новое видение».

 

Каждый из художников оставался в рамках своего собственного художественного почерка и предпочитал работать в характерной для него манере. Что же стало объединяющей точкой? Тематика, которая оказалась во главе угла.

 

Приглушенные тона, меланхоличная атмосфера, сдержанность и погружение в пространство – вот, что можно сказать о работах Джека Смита.

 

 

 

Произведения Деррика Гривза отличает утонченность и полупрозрачность – некая дымка загадочности и легкой мистичности.

 

 

Эдвард Миддлдитч любил играть со светом, и от реалистичности постепенно ушел в абстракцию.

 

Подобно экзистенциалистам, представители «Реализма кухонной мойки», выпускники лондонского Королевского колледжа искусств задавались вопросом: а есть ли смысл во всем сущем или удрученность – нормальное и естественное состояния?