Дом Мельникова: история шедевра советской архитектуры

Дома Мельникова – вершина творчества выдающегося советского архитектора, автора знаковых для тех времен проектов: саркофага для мавзолея В.И. Ленина, здания для московского отделения «Ленинградской правды», павильона СССР для международной выставки декоративных искусств в Париже.

 

Почему здание, построенное Мельниковым в качестве эксперимента на полученные в ссуду от государства средства, внесено во все существующие энциклопедии и сборники, посвященные архитектуре XX столетия? Как получилось, что этот дом привлекает внимание ведущих специалистов современности? Каким образом в попечительский комитет по созданию «Музея Мельникова» попали три лауреата Притцкеровской премии - Заха Хадид, Рем Колхас, Альвару Сиза?

 

История уходит своими корнями в конец 20-х годов прошлого века, когда Константин Мельников решил построить для своей семьи особняк на Кривоарбатском переулке в Москве. Это уникальная постройка, отличающаяся нехарактерной для эпохи объемно-пространственной композицией и неожиданной визуализацией. Эскиз будущего строения соответствовал представлению архитектора об идеальном пространстве – функциональном в бытовом отношении и комфортном для творчества. Максимальная свобода и ориентиры исключительно на собственные предпочтения и фантазии привело к появлению необычного здания, непохожего ни на что вокруг. Итоговому варианту проекта – здание из двух врезанных друг в друга цилиндров – предшествовала долгая и кропотливая работа. Помимо эскиза, архитектор сделал объемный макет со съемными элементами. Никто не возражал против эксперимента Мельникова, который хотел оценить на собственном опыте возможность строительства круглых домов.

 

Некоторые технические решения при строительстве здания оказались новаторскими и впоследствии были запатентованы самим Мельниковым.  Современники архитектора, описывая дом, проводили параллели с пчелиными сотами. Необычная кладка позволила создать 60 проемов, которые использовались под окна и оформлялись как функциональные ниши.

 

 

«Отсутствие у нас средств заменилось обилием архитектурной фантазии. Независимое чувство уничтожило какую-либо зависимость от осторожности; интимность темы открыла грандиозные перспективы нерешенных проблем жизни; действительно реальная экономия делала девятиметровый пролет таким же опасным и не менее новым, каким была в свое время громада Флорентийского собора», - описывал Мельников процесс работы. «Вставленные» друг в друга круглые постройки составляли по очертанию восьмерку. Первые два этажа дома использовались в быту – там жила семья архитектора, а третий был полностью оборудован под рабочую мастерскую.

 

 

Во время Великой Отечественной войны здание пострадала от бомбы, прошенной на соседний объект – Театр имени Вахтангова. Взрывная волна разбила все стекла. Чуть ранее хозяева сделали небольшую перепланировку в жилых зонах. В 1990-е годы, уже после смерти Мельникова был проведет капитальный ремонт, но в результате неверных строительных решений, дом пошел трещинами. Кроме того, строители нанесли ущерб внутренней отделке дома. Однако комиссия, принимающая результат реставрации памятника архитектура, поставили состоянию дома отличную оценку.

 

Позже, в 2006 году на международной конференции «Heritage at Risk — Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие» комиссия приняла резолюцию – обращение к властям России с просьбой признать, что знание находится в аварийном состоянии и разработать план по его сохранению. Затем дом-мастерская Мельникова был включен в «Список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения».

 

Настоящий скандал вокруг, активно освещавшийся в прессе, разразился годом раньше. Причина конфликта, на первый взгляд, банальна – «дележка» здания между наследниками архитектора. Подробно изучить эту историю в лицах можно на странице издания «Сноб».  

 

А мы вернемся к музею, который дом представлял, можно сказать, с момента его появления. После смерти Константина Мельникова, его сын-художник Виктор взял на себя ответственность за сохранность всех экспонатов.  Интерес к дому проявляли как отечественные мастера, так и почетные заграничные гости. Среди них – режиссер Микеланджело Антониони, которые в книге отзывов отметил: «Этот дом как плод архитектуры будущего – прекрасен».

 

После продолжительных судебных разбирательств в период с 2003 по 2013 годы, музей был открыт для общественности. В конце марта 2013 года Музей архитектуры и журнал «Проект Россия» объявили конкурс на концепцию музея «Дома Мельникова». Из 19 вариантов жюри остановилось на проекте бюро Citizenstudio – архитекторов Михаила Бейлина, Даниила Никишина и Нины Федоровой.

 

 

В настоящий момент в Доме Мельникова проводятся групповые экскурсии по предварительной записи.