Дню грамотности посвящается: искусство и социальная реклама за правильную речь

Накануне, 8 сентября, весь мир отмечал День грамотности. Праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. По данным международной организации, в настоящий момент в мире проживают 757 миллионов взрослых, которые не могут читать или писать. Грамотность считается одним из главных показателей культурного уровня нации, и с течением времени критерии измерения этого показателя менялись.

 

К этому вопросу обращаются не только ученые, языковеды и филологи. Приучить  людей к правильному изложению мыслей на бумаге и в устной речи стремятся и художники.

 

Известная в Интернете под ником dalwen художница Анна Беловицкая решает этот вопрос посредством любимчиков мировой паутины – котов. По образованию она педагог, что и побудило к созданию обучающих веселых иллюстраций. Ведь не секрет, что информацию проще запомнить, если она представлена в игровом формате. И эта методика применима не только к детям – взрослые также любят посмеяться и поиграть.

 

Нарисованные карандашом котики распространились по всей Сети и пришлись многим по душе. Серия работ получила название «Русский язык в котах».

 

«Это не правила, это иллюстрации к правилам. Они помогают запомнить корректные варианты благодаря ассоциациям. Связи между словами - ассоциативные! Часто ошибки приводят к искажению смысла. В таких случаях я иллюстрирую неверные высказывания, чтобы вы видели, ЧТО именно вы сказали», - комментирует автор.

 

 

В советский период в рамках реализации Декрета СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» пропаганда велась посредством плакатного искусства. Неграмотного человека сравнивали со слепым, не читающему книгу предвещали будущее в кабаке, обвиняли необразованную мать в невозможности помочь ребенку, а также призывали население регулярно посещать библиотеки.

 

 

Учрежденный в 2007 году указом президента фонд «Русский мир» ставит перед собой задачи популяризировать русский язык, поддержать программы обучения, продемонстрировать его богатство и насыщенность. В серии плакатов, используемых для достижения этих задач, авторы обратились к цитатам из произведений отечественных классиков. На призывающих к грамотности баннерах вы найдете отрывки из стихов Константина Бальмонта, Михаила Лермонтова, Анны Ахматовой, Евгения Евтушенко.

 

 

Креативно вопрос повышения уровня образованности населения решает агентство Франции по борьбе с безграмотностью населения ANLCI (Agence Nationale de Lutte contre L’illettrisme). Представленная ниже серия плакатов на первый взгляд не имеет никакого отношения к этому вопросу. Авторы используют образы, которые привлекают внимание, а затем переключают взгляд на спрятанное там послание. На одном из плакатов мелкими буквами написано: «К сожалению, более 3 000 000 жителей Франции будут продолжать думать, что это реклама бикини». Регулярно правительственная организация, ведущая эту пропагандистскую работу, завоевывает  фестивальные награды.