Данила Ткаченко: острый край современного фотоискусства

На большом поле современного фотоискусства России Данила Ткаченко – одинокая фигура, которая притягивает и пугает одновременно. Больше и глубже, чем просто фотограф. Режиссер? Да, наверное, Ткаченко смело можно назвать режиссером, выстраивающим кадр, продумывающим сценарий, ставящим сверхзадачу, ищущим ходы и наделенным своим выверенным почерком. Вы можете заметить, что такие определения подходят ко многим авторам. Но что же отличает творчество Данилы Ткаченко от других? Его интересует то, от чего другие либо убегают, либо не замечают. Он ныряет глубоко в суть вещей и тянет за собой зрителя, который при виде его работ теряет способность сопротивляться. Проверим?


«Для фотографии сейчас, как и для живописи в определенный период, наступил золотой век: из-за огромного количества изображений теряется смысл снимать обычные документальные истории, так как все это уже снято, и начинаются увлекательные эксперименты. Современная фотография все ближе подходит к современному искусству, а его цель — это создание новых смыслов, по-новому интерпретировать мир. Что я, собственно, и пытаюсь сделать с помощью фотографии», - рассуждает герой нашего материала на страницах BIRD IN FLIGHT. Нет никаких сомнений, что эксперименты Ткаченко более чем просто удачны. Документалистика, которая лежит в основе его творчества, становится пограничной – на горизонте идеи или посыла всегда есть что-то неуловимое объективом, нечто мистическое и даже потустороннее. На снимке ты разглядываешь не просто здание или человека, но и что-то такое, что напоминает лишний раз о невидимой стороне этого мира. Одновременно кадр отображает сиюминутность и вечность, внешнюю статичность и внутреннюю динамику.


Один из проектов Данилы Ткаченко вызвал особо бурное обсуждение и собрал сотни критических комментариев, а также спровоцировал написание жалобы в Министерство культуры. Речь идет о серии снимков «Родина», на которых горят старые дома. Фотограф сжег заброшенную деревню ради нескольких кадров. В интервью Данила Colta рассказал о своих ощущениях относительно этого: «Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. Можно засесть на чердаке и сидеть там сутками. Я провел много времени в этих домах. Там нет электричества, но есть нормальная постель и печь. И вот ты там сидишь, копаешься целыми днями и погружаешься в некое замутненное состояние. Такую тарковщину. Есть у него это состояние сновиденческого блуждания. В какой-то момент я решил расстаться с этим радикальным образом. Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь». Там же Ткаченко говорит, что этот проект, возможно, получился «топорным».


 

 


В свою очередь «Потерянный горизонт» отправляет нас в плоскость  между искусствами – через советские памятники  и архитектуру к «Черному квадрату» Казимира Малевича. Все это превращается в завораживающие фотографии, которые, по словам автора, «визуализируют утопию построения идеального мира». Все объекты серии Ткаченко фотографирует ночью, в свете прожектора. Благодаря этому и достигается эффект невесомости, отсутствия земного притяжения и вообще какой-либо связи с реальным, физически ощутимым миром.



Раздумья о том, какое место занимает человек в обществе, может ли он освободиться от социальных оков, перепрыгнуть предназначенные ему с рождения роли, привели  фотографа к появлению проекта «Побег». «Я путешествовал в поисках людей, которые решили сбежать от социальной жизни и поселиться в одиночестве среди дикой природы, далеко от любых поселений и от других людей. В основном поездки эти были по России», - рассказывает Ткаченко на персональном сайте.


 

 


Проект «Закрытие территории» напоминает нам о том, что стремление человечества к техническому прогрессу всегда имеет оборотную сторону. Есть ли предел этого развития? С чем мы останемся, когда достигнем потолка? Что лежит в основе этой бесконечной и, возможно, губительной гонки?


 

 


Работы Данилы Ткаченко участвовали в выставках в Великобритании, Германии, Нидерландах и России. Снимки можно найти  в The Washington Post, British Journal of Photography, CNN Photo Blog, Spiegel Online, «Коммерсанте» и других изданиях. Его имя всегда на слуху, и, пожалуй, не остается сомнений, что Ткаченко – фотограф, которые уже твердо и уверенно вписал свое имя в историю современного искусства.