Даниэль Либескинд: архитектура переосмысления

Еврей по национальности, поляк по месту рождения, американец по гражданству. Деконструктивизм в архитектуре нельзя рассматривать без этого человека - Даниэля Либескинда. Первое образование – музыкальное – наложило отпечаток на все творчество. Он начинал как теоретик, публиковал философские эссе,  преподавал студентам университетов по всему миру, а в 1989 году Даниэль основал собственное архитектурное бюро Studio Daniel Libeskind в Берлине. Первое здание, принятое критиками и построенное,  спроектировал в возрасте 52 лет. Либескинд – это мастер слова, мастер звука и мастер геометрии. И все эти составляющие переплетены и неотделимы в нем.

 

Between the Lines. Еврейский музей в Берлине

Зигзагообразное здание, сверху напоминающее угловатую змею или молнию, было официально открыто в 2001 году. Строительство музея продиктовано историей отношений между немецким и еврейским народом. Либескинд нашел форму, идеально отображающую исторические вехи и сложности, с которыми сталкивались евреи. Так, пол внутри расположен под наклоном, поэтому посетителям сложно идти вперед, приходится преодолевать метафоричные трудности, чтобы двигаться. Примечательно, что попасть в здание можно только через подземный ход, соединяющий музей  и Дом коллегии. Либескинд разделил здание на три пересекающиеся оси: Непрерывности, Изгнания и Холокоста. На полу в одном из залов разбросаны тысячи металлических дисков с прорезями. Они выглядят как лица страдающих от боли и отчаяния людей. Поток посетителей составляет более 700 тысяч человек ежегодно.

Реконструкция здания Музея военной истории в Дрездене 

Само здание музея строилось в 1873—1877 годы. В 2011 году возникла потребность в реконструкции. К работе привлекли Даниэля Либескинда. Новая конструкция буквально разрезает объект на две части, выраженно контрастируя с основной постройкой в неоклассическом стиле. По задумке авторов, выступающий клин символизирует военную историю Германии. В интерпретации Либескинда пристрой разбивает авторитарное прошлое страны и либеральную современность. Контрастная идеология пронизывает и содержание музея. Так, посетителям представили игрушечную армию, рядом с которой детская книга фашистского периода, где  евреи изображаются в виде ядовитых грибов. Всего на площади около 10 тысяч квадратных метров представлено свыше 10 тысяч экспонатов, разносторонне отражающих прошлое и настоящие Германии. На строительство клина ушло 62,5 миллиона евро.

Город небоскребов в Сеуле

К реализации этого амбициозного и роскошного проекта приглашены лучшие архитекторы современности, среди которых и Даниэль Либескинд. Согласно плану застройки на площади более 50 гектаров появится ряд небоскребов с уникальной инженерной конструкцией. Весь комплекс представляет собой ансамбль из жилых домов и офисных зданий. Между строениями планируются обустроить уютный парк, а под землей - просторный торговый центр. Архитектор разработал проекты нескольких объектов этого комплекса:  офисный корпус Harmony Tower (46 этажей) и три «Танцующие башни» (41 этаж).

Музей современного искусства в Милане

Этот проект реализуется в рамках строительства нового жилого района с современной инфраструктурой. Пятиэтажное здание музея спроектировано на основе схемы «золотого сечения» Леонардо Да Винчи. Основание объекта имеет форму квадрата, который, поднимаясь выше, постепенно утрачивает углы и заканчивается открытой круглой террасой.  Либескинд объясняет эту концепцию состоянием современного искусства, которое находится  в поиске, ищет новые формы и возможности трансформироваться. Так и музей в Милане воспринимается не просто как здание, но как скульптура глубокого идейного содержания.  

Денверский художественный Музей

Семиэтажное здание, словно собранное из разных геометрических фигур в большую непоследовательную форму, дополнило построенный в 60-е годы итальянским архитектором Джио Понти музей. Два контрастирующих по стилям объекта соединяются между собой стеклянным мостом. Либескинд говорит, что на создание столь экстравагантной конструкции его вдохновили расположенные в окрестностях Денвера горные хребты.  Внешняя изломанность линий продолжается и внутри. Выставочные пространства, отличающиеся своим очертанием от классических, позволяют посмотреть на экспозиции под новым углом.

Архитектуру Либескинда нельзя судить поверхностно. Он встал на путь нового подхода, интеллектуального и независимого. Ему интересны передовые методы, его увлекают необычные формы, он поглощен философскими идеями.  По его мнению, архитектура вышла на новый уровень, и многие вопросы пока остаются открытыми. Критики обвиняют Либескинда в том, что его здания неорганично вписываются в окружающую среду и очевидно перетягивают одеяло на себя, ущемляя красоту расположенных рядом объектов.

Грубая и резкая на первый взгляд архитектура Даниэля Либескинда на самом деле – глубоко личная, продуманная и осмысленная. 

 

Дарья Малина