Чулпан Билалова: «Художник – зеркало, которое отражает внешнее и внутреннее»

Сегодня, 22 июля, в Центре современного искусства «Облака» открывается большая персональная выставка члена Союза художников России Чулпан Билаловой. Уроженка Башкирии несколько лет проживает в Москве, работает в Голландии. Выставка под названием «Собирающие камушки» включает в себя два блока работ – заграничный и российский. Подробнее о художественном процессе, вдохновении и творческом азарте рассказала «Облакам» сама художница.

 

О выставке «Собирающие камушки»

Это сборная выставка, в которую попали два блока работ – живопись, написанная в Голландии и картины, созданные в России (Москве и Башкирии). За каждой моей работой стоят какие-то события и вызванные ими эмоции, поэтому они несут отпечаток того состояния, в которое я погружалась в определенный момент времени. Две составляющие выставки коренным образом друг от друга отличаются, что зритель может без труда почувствовать. Для работ, написанных на родине, характерны доброта и душевность, отголоски теплых воспоминаний из далекого детства. Вся выставка для меня представляется симбиозом Востока и Запада. Художник как зеркало, которое отражает окружающее и свои эмоции на холсте. Западные работы имеют свой колорит, задачи, в них мало философии и много красок. Российские картины отличает преобладание сюжетов, смысловых нагрузок, задумок. В них – отголоски из детства и состояния любопытства к жизни, в котором каждый из нас пребывал. Почему «Собирающие камушки»? Все мы, когда были маленькими, играли разноцветными камушками на берегах речек, озер, ручьев. Так и я, будучи еще малышкой, была в восторге от камушков в воде, которые блестели и переливались на солнце. Так родилась первая работа «Собирающая камушки» в феврале этого года. Затем эта задумка вылилась в серию. Голландская часть работ ни разу в России не выставлялась. Привезти их было сложно – мы постоянно сталкивались с какими-то техническими проблемами. В итоге пришлось снять все работы с подрамников, свернуть в рулон и везти в ручной клади на самолете. Теперь уже нет сомнений, что выставка состоится. И это волнительный для меня момент.

 

 

О детстве и мечтах

Я с детства знала, что буду художником и никогда не представляла себя в другой роли. Окружающие меня люди, видя мое стремление постоянно хвататься за карандаши и кисти, всегда поддерживали меня в этих начинаниях. Впитывая эту поддержку, я росла с твердым убеждением, что мое будущее связано с творчеством. Все так и сложилось. Сейчас я занимаюсь живописью, графикой, иллюстрацией. Я давно начала принимать участие в выставках, но выставка такого масштаба на родине, которая открывается в «Облаках», - первая в моей жизни. У меня накопилось достаточно работ, чтобы показать зрителю.

 

 

 

О творчестве и работе

Сегодня творческие работы не сильно востребованы, зарабатывать на хлеб приходится другим трудом. Я занимаюсь дизайном, иллюстрациями, работаю арт-директором. Это обеспечивает меня стабильной зарплатой и дает уверенность в завтрашнем дне. Но как только у меня появляется свободная минутка, я тут же бросаюсь писать, рисовать, у меня всегда заготовлены холсты, бумага, и я с радостью погружаюсь в эту атмосферу.

 

О Голландии

Голландцы полюбили мою живопись и пригласили  к себе. Они отдали мне в пользование мастерскую, куда я свободно приезжаю, когда хочу и работаю столько, сколько хочу.

 

 

О спелой ягоде

После переезда в Москву ситуация сложилась таким образом, что на протяжении трех лет у меня не было времени на творческие проекты. И эта пауза впоследствии положительно отразилась. Я бы сравнила это состояние с переспелой ягодой, которая долго зреет и в какой-то момент лопается и брызжет прекрасным соком. Я копила в своей голове композиции, делала эскизы и наброски. Многочисленные образы не давали мне покоя, но времени хватало только на то, чтобы сделать зарисовки,   иначе бы они улетучились. И как только у меня появилась возможность плодотворно писать, я бросилась в этот процесс, как в «омут с головой», с огромным удовольствием, рвением и большим запасом творческой энергии, сопоставимой со сжатой, внезапно расправленной, пружиной.  

 

О заказах и свободе

Художники часто рисуют на заказ. В этом случае приходится ловить желание заказчика, соответствовать его представлениям. Но всякий раз я понимаю, что нужно переступать через себя, ломать себя. А когда ты не зависишь от чьих-то убеждений и требований, не берешь во внимание внешние обстоятельства, то пишешь по зову сердца, изнутри.

 

О рождении картины

Мне сложно разделить идею и образ. Они всегда спускаются в голову вместе, картинкой. Потом, когда я начинаю работать, она начинает эволюционировать, расцветать, приобретать новые качества, композиционные решения. Идея одна, но я никогда точно не знаю, какой она предстанет в финале. Мои руки и глаза доделывают работу сами. Я считаю, что когда человек рисует, он пребывает в некоем трансе. Я понимаю, что мной что-то ведет, руки пишут сами. Поэтому иногда в конечном итоге картина превращается в нечто новое, не похожее на то, что было изначально в моей голове. Но идея остается.

 

О творческом азарте

Когда я пишу, то впадаю в азарт. Меня в такие моменты лучше не останавливать. Я смотрю и понимаю, где что-то надо исправить, акцентировать, погасить, сделать звонче, успокоить – это происходит интуитивно. Я стараюсь писать на одном дыхании, не брать пауз. На следующий день, когда я уже падаю от усталости,  возвращаюсь к композиции и понимаю, что уже добавить нечего. Конечно, бывает и так, что хочется продолжить или внести коррективы. Порой я работу оставляю, чтобы она «отдохнула», поворачиваю к стене лицом, чтобы уже не разглядывать холст, и начинаю другую композицию. Это позволяет моему мозгу и глазам отвыкнуть от картины, чтобы потом уловить ошибки. Через некоторое время я разворачиваю  работу к себе и уже точно понимаю, что с ней делать дальше. Крайне редко я отказываюсь от начатой работы и не продолжаю – картина не родилась.

 

О зрителе

Сколько зрителей, столько мнений. Все работы эмоционируют  у каждого по-своему. В этом я абсолютно убеждена. Человек воспринимает искусство через собственный опыт и внутреннее эмоциональное состояние, поэтому одна и та же работа может вызвать противоположную реакцию – улыбку, слезы или же вообще ничего. Не могу сказать, что я прислушиваюсь к чьему-то мнению. Например, на фестивалях собираются авторитетные для меня интересные художники, и каждый из них по-своему комментирует мои картины. Иногда их советы кардинально отличаются. И кто-нибудь из них обязательно скажет: «Отпусти себя и пиши, как хочется тебе». Работы могут принять или не принять, но, что удивительно, у каждой впоследствии находится влюбленный в нее собственный зритель.

 

О личных качествах

Я очень эмоциональна  и чувствительна. У меня нет конвейера, к каждой работе я прикипаю душой и сердцем, отдаю ей свою энергетику. Это приносит мне удовольствие – я не могу оторваться от работы, приходится физически себя заставлять отдохнуть. Когда я пишу, то не замечаю, что хочется спать или есть, что на пальцах мозоли от кистей, сводит мышцы рук. Я не знаю, плохо это или хорошо.   Я очень человеколюбивая. Иногда иду по улице с ощущением, что я всех люблю.

 

О самокритике

Каждую свою работу я подвергаю критике. Я постоянно пребываю в сомнениях: смогла ли я донести то, что хотела? Конечно, я всегда подразумеваю, что картины кто-то увидит, не прячу их в кладовке. И надеюсь, что зритель от созерцания получит что-то положительное, приятное, светлое и доброе. Во мне много позитива, которым я хочу делиться. Работа меня не опустошает, а, наоборот, наполняет. Когда я этим не занимаюсь, то нахожусь на грани депрессии. Творчество позволяет расцвести моему внутреннему состоянию, наполнить смыслом мою жизнь, ощутить счастье.

 

Об отсутствии рамок  

Я не закрываюсь в каких-то рамках. В моем творчестве совершенно разные периоды: то я увлекаюсь графикой, потом меня непреодолимо тянет к маслу. Я не ограничиваю себя ни в техническом аспекте, ни в жанровом, ни в стилевом.  Постоянно появляются какие-то новые материалы, которые мне хочется обязательно попробовать. Иногда работаю на цвете и контрасте, порой все исходит от сюжета или композиции. Я пробую, фантазирую, сочетаю между собой то, что хочется соединить. Стиль моих картин постоянно меняется, как и меняется моя жизнь. Кроме того, я делаю иллюстрации, открытки, и это уже другая стихия. Живопись и полиграфическая продукция – две разных области, которые я стараюсь не смешивать. Полиграфия востребована и интересна, но я люблю «живые» картины. При этом я стараюсь соблюдать весь процесс рождения работы - самостоятельно натягивать чистые холсты на подрамники, проклеивать, грунтовать их, а потом писать маслом или акрилом. То есть я в то же время и поклонница классической школы живописи.

 

О женском начале

Как правило, появившийся образ просит продолжения. Так, например, родилась серия работ о становлении женщины. Все это сопровождается изображением водной стихии и рыбами. Почему рыбы? Я, как мать двоих детей, уверена, что сон с рыбой всегда предшествует беременности, как некое предсказание. Это очень близкая для меня тема. Это женский дар – родить ребенка. Каждая женщина хочет стать матерью. Поэтому в моих работах появляется  рыба как метафора беременности. На одной из картин несколько женщин пытаются поймать большую недосягаемую рыбу, размером с необъятное небо – я пыталась показать, как они  силятся, тянутся, страдают в мечтах о беременности. В процессе эволюции мы все вышли из воды, поэтому такая тема манит нас и завораживает, остается неразгаданной и магической. Я предполагаю, что серия работ на эту тему еще продолжится, так как для меня она неисчерпаема и актуальна.

 

 

 

Всех неравнодушных к моему творчеству приглашаю посетить выставку в Центре современного искусства «Облака»! Искренне надеюсь, что вы встретите «свою», созвучную вашему мироощущению, картину.