Что рисовали русские поэты

«Он пишет, пишет, а не рожицы всякие на полях рисует!», - так однажды в известной юмористической передаче упомянули знаменитые рисунки Александра Сергеевича Пушкина. Мало кто знает, что кроме черновых зарисовок в тетрадях, поэт подарил потомкам большое количество графических работ. В том числе, он писал портреты друзей, приятелей, представителей литературной жизни России начала XIX века, людей от власти и т.д. Согласно утверждениям изучающих его творчество, Пушкин уделял большое внимание оформлению своих книг. Сохранились даже эскизы обложек и титульных листов к сборникам, иллюстрации к произведениям, которые он рисовал сам.

 

 

Пушкинская графика – не только «рожицы на полях». Это, по словам советского искусствоведа А. Эфроса, «дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчет о людях и событиях». В его работах сочетается склонность к мечтательности и ироничности, небрежность и отточенность линий. Образы, которые возникали в голове поэта, получали двойное выражение – через буквы и через линию.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов всерьез увлекался рисованием, брал уроки у художников-современников и делал успехи. Помимо литературного наследия, в историю вошли 13 работ, написанных маслом, более 40 акварелей и свыше 300 набросков. В различных аналитических статьях, посвященных той эпохе, указывается, что рисовать, писать стихи, учить языки – было данью моде, но мало кому удавалось действительно проявить способности. «Лермонтов был одарен. Только как рисовальщик, а не как живописец... Лермонтов, конечно, не имел ни времени, ни особой склонности серьезно заниматься живописью, а потому и тайн мастерства в этой области постигнуть до конца ему не удалось», - считает искусствовед Б.Мосолов. Склонность к изобразительному искусству отмечали все лично знакомые с Лермонтовым: «Как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал ее кистью или пером изумительно легко, и я бывал свидетелем, как во время размышления противника его в шахматной игре Лермонтов писал драматические отрывки, замещая краткие отдыхи своего поэтического пера быстрыми очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиономий и т. п.», - писал близкий друг поэта, литератор Святослав Раевский.

 

 

Роль художника удачно примерял на себя другой мастер слова, известный широкой публике по рубленным ритмам и глубоким поэтическим смыслам – Владимир Владимирович Маяковский. Он прошел обучение в столичном Училище живописи, ваяния и зодчества, испробовал различные материалы – пастель, масло, тушь, акварель, уголь, карандаш. Особую популярность в свое время обрели созданные им плакаты в революционные годы, в частности, в рамках работы в «Окнах РОСТа». Кроме того, он иллюстрировал советские азбуки, различные журнальные издания. Согласно одной из историй, связанных с художественными способностями Маяковского, в 1915 году великий русский художник Илья Репин решил написать его портрет, на что поэт ответил: «А я - ваш». Репину он пришелся по душе: «Какое сходство! И какой - не сердитесь на меня – реализм!», - подчеркнул художник.

 

 

В начале нового тысячелетия увидела свет книга, посвященная иллюстрациям известного представителя русского литературного авангарда Даниилу Хармсу. Она включает в себя все многообразие его творчества: графические наброски на отдельных листах, вырезки из записных книжек, черновые зарисовки, законченные композиции, шаржи, автопортреты.  Стоит отметить, что его работы как художника сложно воспринимать в отрыве от литературных произведений, они не существуют самостоятельно. Большинство рисунков выполнены карандашом или тушью на бумаге.