Арата Исодзаки – гуру японской архитектуры

Автор публикации Регина Ибрагимова

 

Арата Исодзаки в 30 лет окончил отделение архитектуры в Токийском университете. Профессор Токийского, Гавайского и Колумбийского университетов, Школы дизайна в Роуде (Исландия). Арата Исодзаки обладатель многочисленных премий и наград, таких как премия Японского Архитектурного Института, золотая медаль Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA), мемориальная премия Арнольда В. Брюннера Американской Академии Изящных Искусств и Словесности, почетная национальная премия Американского Института Архитектуры (AIA).

 

В 1985 г Исодзаки пишет: «Первые 20 лет моей профессиональной карьеры я верил, что архитектура не может существовать без иронии… Это давало возможность создавать архитектуру как критику. Это позволяло принимать вульгарность вместо снобизма, светское вместо сакрального без стыда… Это было невыполнимым желанием, трауром по потерянному – Хиросима, геноцид, для преодоления этой пропасти был избран стиль разума, чувства юмора и парадокса. После 20 лет практики я собираюсь найти метод создания архитектуры без иронии». Именно эти слова он и воплощает до сих пор.
 

Начинал Арата Исодзаки, работая под крылом Кензо Танге. В 1963 г. он основал собственное бюро «Ателье Арата Исодзаки».  На творчество Исодзаки того времени сильно повлияла школа метаболистов, примером этому может служить проект «Город в воздухе», жилые дома состоящие из круглых столбов – оснований с примыкающими к ним кластерами наподобие сот. Но уже в это время его начинает отличать подчеркнутая экспрессия элементов конструкции. Переоценка мировой архитектуры того времени привела Исодзаки к разработке нового стиля, названного им в дальнейшем «маньеризм». Первым примером нового метода стал Музей современного искусства в Гунме. Характерная серия правильных кубических объемов из квадратных алюминиевых и стеклянных панелей. Творчество автора отличает сочетание японского стиля и западного постмодернизма, а так же эклектичное цитирование памятников архитектурного прошлого.

Арата Исодзаки, увлеченный русским формализмом и авангардизмом, в 1967 году отправляется в Москву в надежде увидеть постройки Константина Мельникова и Моисея Гинзбурга, а также посетить могилу Казимира Малевича. Спустя 30 лет, вернувшись в столицу России, в своем интервью он скажет: «…Я с большим интересом изучаю Малевича и развитие его идей, которые он манифестировал в 1915 году выставкой «0.10»…».

Мировую славу Исодзаки принесла экспозиция на Миланской триеннале (1968 год) «Электрический лабиринт». Здание триеннале захватили революционно настроенные студенты, разбившие там лагерь. Посвящена она была разрушению Хиросимы и по жестокой иронии судьбы за те десять дней, что революционеры удерживали здание, сама экспозиция была разрушена. Именно тогда Арата Исодзаки заявил в интервью: «Я поддерживаю революционеров! Разрушение и есть настоящая архитектура!». Чуть позже, в 2001 году происходит подобный случай с инсталляцией под названием «Не построенное», которая была сметена разбушевавшимися демонстрантами. Недавно обе разрушенные и воссозданные экспозиции были объединены в выставку «Разрушенная заново Хиросима» и показаны в Музее архитектуры имени Щусева в рамках Чеховского театрального фестиваля.

Активный Арата Исодзаки, участвуя в жюри различных архитектурных конкурсов, открывал новые имена, которые в дальнейшем становились звездами мировой архитектуры. Не без гордости он отметил:«…На конкурсах я нашел Заху Хадид, Бернара Чуми, Даниэля Либескинда. Тогда о них никто не знал, они казались слишком радикальными. Но я их заметил, открыл и теперь они знамениты».

Новаторство идей Исодзаки безгранично, это подтверждает его совместная работа с Йоко Оно «Исправительная колония» - лабиринт, заключенный в цилиндрическую форму и дополненный в качестве пояснений стихами Оно начала 80-х годов.

Его творчество насчитывает очень много работ в основном двух периодов. В первом он пропагандировал независимость архитектурного формообразования от дискурсов социально-политической ориентации. И второй период, начавшийся в 90-х годах, в котором Исодзаки признает возвращение в архитектуру политической составляющей. Тогда же Арата Исодзаки начинает активную преподавательскую деятельность и совмещение архитектурной практики с деятельностью куратора групповых проектов. Яркими примерами являются проект жилого комплекса в Гифу Китагата, для участия в котором были приглашены только архитекторы-женщины, а также проект «Город-мираж», выставлявшийся в токийской галерее Intercommunication, в котором приняли участие 12 архитекторов и художников со всего мира, работавших над ним с помощью Интернета.

Сейчас ему далеко за семьдесят, последние 50 лет по проектам Исодзаки строят по всему миру, а все придуманное им мгновенно переносится на страницы профессиональных изданий. Без его проектов невозможна ни одна книга по истории современной архитектуры.. Также важен вклад Исодзаки как писателя и теоретика. Он часто выступает в качестве истолкователя западных идей для других японских архитекторов. В Японии Арата Исодзаки - живое национальное достояние.

 

Впервые публикация появилась в журнале "ЦЕНТР".