«Клуб анонимных любителей искусства»: борьба с равнодушием

Почему одно и то же произведение искусства может вызвать у одного человека восторг, у другого – непонимание или негативную оценку, а третьего - оставить равнодушным. Можно ли подготовить зрителя к восприятию работ художников? Есть ли способы сделать для человека посещение музеев необходимой составляющей его образа жизни? Эти и другие вопросы обсуждались на первой встрече «Клуба анонимных любителей искусства» под руководством Надежды Романовой в Центре современного искусства «Облака».

 

Участниками дискуссии стали представители учреждений культуры и зрители, которые в этот день пришли на выставку Константина Худякова «Искусство глубокого погружения».

 

Для начала мы определились с понятием произведения искусства и попытались понять, почему сиденье для велосипеда не является им, а созданная Пабло Пикассо голова быка – является. Главное отличие - в закодированной культурной информации и отсутствии у второго функциональной нагрузки, а также обязательном подключении воображения автора и зрителя.

 

Попытки разобраться в нюансах восприятия человеком произведений искусства привели к выводу о том, что знание и накопленный опыт напрямую сказывается на том, какие эмоции испытывает зритель. Так, если посетитель галереи осведомлен, почему и в каких обстоятельствах основатель супрематизма Казимир Малевич создавал «Черный квадрат»; знает о том, что существуют также «Черный круг» и «Черный крест»; разгадывает символику и смысловое содержание работы, то вряд ли он будет критически оценивать произведение художника. Таким образом, понимание социокультурного и политического контекста, в котором творил тот или иной автор, помогает зрителю понять, проанализировать и прочувствовать представленное перед ним произведение.

 

Не стоит забывать и о том, что помимо этой, интеллектуальной составляющей, существует другая – эмоциональная. Ее природу проанализировать сложнее, отчасти потому, что принятие или отторжение может быть обусловлено биологическими особенностями индивида и естественными потребностями.

 

Чтобы суметь правильно понять посыл автора, можно попробовать пройти путь создания картины вместе с художником, понять, как и почему он прибегает к творчеству, как приемлемому для него способу общения с окружающей действительности. Отсюда вытекает другая важная составляющая искусства – выход на диалог. Художник, который переступает через внутренние барьеры и решается выйти на зрителя, ждет ответной реакции. Она может быть критической, может быть восторженной. Но, к сожалению, самой распространенной реакцией сегодня становится равнодушие. Фразы, которые обязательно слышат сотрудники любых галерей и музеев: «Я тоже так могу!», «Я не разбираюсь в искусстве!», «Я не понимаю, зачем он это делает» и т.д. И в таких ответах посетителей кроется отрицание возможности постичь искусство или хотя бы попытаться это сделать. Тем временем, главной характеристикой зрителя, который не избегает искусства, является открытость к получению новой информации.

 

Почему же все-таки стоит ходить в музеи и интересоваться творчеством художников прошлого и настоящего? Искусство способно дать ответы на интересующие бытовые или философские вопросы; оно может подтолкнуть к познанию нового и совершению действий; оно формирует внутренний мир, значительно расширяя его границы.

 

Человек, как правило, учится на своих ошибках. Именно поэтому не стоит делать выводы о каком-либо выставочном проекте на основе суждений других, пусть и авторитетных для вас, людей. Лучшим решением станет самому прийти, оценить, проанализировать, получить эмоции.

 

Стать подготовленным зрителем сегодня  очень легко – перед каждым из нас ежедневно открыт монитор компьютера, мы имеем выход в Интернет, где, при желании, можно узнать любую информацию об интересующем вас художнике. Полученное знание обязательно поможет вам проникнуться атмосферой выставки, дать адекватную оценку представленных работ, а главное – избежать ответа «Я тоже так могу».

 

Следите за обновлениями в нашей группе «Клуб анонимных любителей искусства»